Внимание! В настоящий момент оплата курсов онлайн временно недоступна.

Особенности преподавания марийского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Преподаватели

Илиева Алена Андреевна

Ученая степень: кандидат филологических наук.
Ученое звание: доцент кафедры филологии.
Стаж педагогической работы 25 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Современный марийский язык»; «Грамматический разбор в школе и вузе»; «Методика обучения и воспитания: марийский язык».
Курсы повышения квалификации:
ГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Бирский филиал по программе «Актуальные вопросы изучения русского языка и литературы в школе в рамках ФГОС», Бирск, 2017 г.

Апсатарова Серафима Ивановна

Ученая степень: кандидат филологических наук, доцент.
Стаж педагогической работы – 26 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Современный марийский литературный язык»; «Введение в литературоведение»; «Практикум по марийскому языку»; «Введение в финноугроведение»; «Марийская ономастика и др.
Курсы повышения квалификации: ГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Бирский филиал по программе «Актуальные вопросы изучения русского языка и литературы в школе в рамках ФГОС», Бирск, 2017 г.

Категория слушателей: учителя марийского языка.
Нормативный срок освоения программы: 108 часов.
Форма обучения: очная.
Руководители программы: Илиева А.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Бирского филиала БашГУ; Апсатарова С.И., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Бирского филиала БашГУ.

Описание программы (концепция курса):
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, направленных на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России, впервые установлены требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования по компетенциям: предметным, метапредметным (общеучебным) и личностным, важнейшей составляющей которых является сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем. В связи с этим необходимо уделять самое серьезное внимание вопросам  родного языка. Такое понимание роли и места родного языка требует от каждого преподавателя марийского языка специфических знаний, методических умений, технологических навыков, что, в свою очередь, требует соответствующей подготовки учителей, вооружения их необходимыми профессиональными компетенциями.
Курс марийского языка направлен на повышение уровня коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций, что находит отражение в структуре программы повышения квалификации для преподавателей марийского языка и литературы в образовательных учреждениях разных типов и видов.

Цель программы: создание условий для личностно-профессионального развития педагога, его готовности и способности к преобразованию собственной педагогической практики в контексте сохранения и распространения родного языка. Программа "Особенности преподавания марийского языка и литературы в условиях реализации ФГОС" предназначена для оказания учителям марийского языка и литературы методической помощи по овладению современными образовательными технологиями в преподавании марийского языка и литературы.

Методы обучения: Программа имеет модульный характер, каждый модуль представляет собой законченную единицу содержания курса. Это позволяет лучше ориентироваться в программе при составлении индивидуального образовательного маршрута по курсу.
При изучении каждого раздела слушатели не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Результат обучения: направлен на актуализацию и развитие профессиональных компетенций, связанных:

  • с раскрытием вопросов функционирования марийского языка (реализацией ФГОС нового поколения, компетентностного подхода, вопросов развития российской гражданской идентичности и патриотизма);
  • с обучением на марийском языке в билингвальной и полилингвальной среде;
  • с готовностью к осуществлению осознанного выбора и использованию современных форм, средств и технологий изучения марийского языка, формирования позитивного образа марийской культуры, российской государственности.

Итоговый документ: выдаётся удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Содержание курса:
Модуль 1 ФГОС, структура и содержание школьного образования, результаты школьного обучения на ступени общего образования 
Тема 1. Педагогические основы организации образовательного процесса.
Тема 2. Диагностика учебных достижений учащихся, как форма управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Тема 3. Концептуальные основы ФГОС. Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Тема 4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования; Рабочая образовательная программа с учетом требования ФГОС.
Тема 5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россия.
Тема 6. Развивающее обучение – методологическая основа ФГОС.
Модуль  2. Современный марийский язык
Тема 1. Фонетика современного марийского языка.
Тема 2. Лексикология современного марийского языка.
Тема 3. Морфология современного марийского языка.
Тема 4. Словообразование и морфемика современного марийского языка.
Тема 5. Синтаксис простого предложения современного марийского языка.
Тема 6. Синтаксис сложного предложения современного марийского языка.
Модуль 3. Марийская литература в школьной программе
Тема 1. Изучение творчества классиков в марийской литературе
Тема 2. Творчество Я. Ялкайна
Тема 3. Творчество С. Чавайна
Тема 4. Изучение творчества Я.П. Майорова-Шкетана
Тема 5. Составление технологической карты по марийской литературе
Тема 6. Составление технологической карты по марийскому языку.

Артикул: 619